Юдинцева Ирина Леонидовна, воспитатель ДОУ

Проект для младшей группы «Ягодное лукошко»

Экологический краткосрочный проект «Ягодное лукошко»

во второй младшей группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Предмет исследования: ягоды: садовые и лесные.

Участники: воспитатель, дети (2 младшая группа), родители.

Актуальность: В ходе бесед о ягодах выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о них, о том, где и как они растут.

При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в доступной форме о ягодах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё это поможет узнать новое о садовых и лесных ягодах, почувствовать красоту и щедрость родной земли, пробудить интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе.

Цель проекта: дать представление о дарах природы - ягодах, через игровую, исследовательскую, творческую и поисковую деятельность.

Задачи:

расширить у детей знания и представления о ягодах.

вызвать у детей желание заботиться о природе, знать, любить и беречь всё то, что она дарит человеку.

совершенствовать художественные навыки детей (аппликация, рисование, лепка).

активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ожидаемые результаты:

расширение представления о ягодах

повышение уровня развития речи, словарного запаса;

развитие художественных навыков детей.

развитие познавательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- разработано содержание образовательной деятельности разных видов,

- целевые прогулки по территории детского сада

- составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о садовых ягодах.

Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Например, крыжовник - зеленый, круглый, кислый)

На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.)

Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.)

Когда созревают садовые ягоды? (Летом.)

Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др.

У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепих

У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого. (У смородины.)

Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.)

2.Основной этап

На основном этапе была проведена совместная деятельность с детьми по проекту:

Рассматривание:

- Картинок и иллюстраций из книг и журналов с изображением разных ягод;

- Настоящих ягод из сада (огорода)

Беседы:

«Наши любимые ягоды»

 «Берегись: ядовитые ягоды»

«Как люди ухаживают за ягодами»

«Какие ягоды растут у нас в саду, в огороде?»

«Что можно приготовить из ягод?»

Чтение художественной литературы:

К. Ушинский «Четыре желания»;

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»;

М. Исаковский «Вишня»;

Владимир Даль «Война грибов с ягодами».

Разгадывание загадок о ягодах.

Подвижные игры  «Мы по ягоды пойдем», «Ягоды и фрукты», «Пронеси ягодку не урони», «У медведя во бору», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Дидактические игры :«Назови ягоды садовые»;«Назови ягоды лесные»

 «Найди ягодке пару», «Из какой ягоды варенье», «Ягодка лесная, ягодка садовая», «Что лишнее»; «Расскажи, что знаешь о ягодке», «Чего не стало?»; «Большой — маленький», «Один — много» (с мячом, «Что приготовим?» .

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Семья (Варим компот)».
Физкультминутка: «Сбор ягод».
Лепка из пластилина «Красная рябина»
Рисование «Раскрась ягодку»
Аппликация «Удивительный арбуз»; «Вишня»
Лепка из пластилина «Ягоды в лукошке»

Опыт «Красящие вещества ягод»
Цель: Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.
Работа с родителями: Создание памятки для родителей «Советы доктора Айболита»

3.Заключительный этап
Выставка продуктивной деятельности детей по теме проекта;

Результаты проекта

Дети знают и могут:

Рассказать о ягодах, об их полезных свойствах

Различать садовые и лесные ягоды по их внешнему виду

Объяснять правила безопасности в природе и как надо бережно относиться к природе

Новые рассказы, стихи, загадки, пальчиковую гимнастику о ягодах.


Приложение № 1

Беседа «Берегись: ядовитые ягоды»


Цель: знакомство детей с возможными опасностями, подстерегающими их в лесу.
Задачи: 
- выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу; 
- учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» ягоды;
- вспомнить с детьми правила поведения на природе, уточнить и расширить знания детей о растениях;
- способствовать развитию связной диалогической речи посредством беседы;
- воспитывать у детей внимательное и осторожное обращение с растениями, которые им плохо известны.
Словарная работа: волчье лыко, вороний глаз, белена, съедобные, несъедобные.

Ход беседы

Организационный момент. Игровая мотивация.
Ребята, сегодня к нам пришли лесные мастера - гномики. Они очень волнуются и просят нас помочь им. 

- В лесу стало очень много разных ягод, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу. 
- А вы, ребята, знаете, какие ягоды съедобные, а какие нет? (Конечно, знаем). Ваши знания сейчас нам очень пригодятся! Давайте поможем гномам. 

На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам
И красна, и кисла –
На болоте росла. (Клюква).

- Засверкали под ногами
Бусины ядреные,
Хочешь рви с кустов горстями,
Хочешь ешь моченые. (Брусника). 

- Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника).

- Ягоды бешеные 
На кусту развешенные, 
Зовут к себе, краснеют, 
Да взять никто не смеет. 
Такая красная, 
Но очень опасная.(Волчья ягода — волчье лыко). 
Волчье лыко — это красивое, но опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд, если он попадёт на кожу, то вызовет очень сильное раздражение. Если съесть ягоды, можно отравиться.

- Расту в лесу под кустиком 
На длинном стебельке. 
Кругом четыре листика, 
А в самой глубине 
Чернее ночи — ягода 
Да сильный яд во мне. 

Из травы под тенью кроны 

Смотрит чёрный глаз вороны. 
(Вороний глаз).

Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна.

Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы

запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
А сейчас немного отдохнём


Физминутка «Прогулка».
Вдоль дороги ели, ели. (Повороты с вытянутыми руками вправо — влево). 
В глине клином колея.
По дороге еле-еле (Шагаем на месте).
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы, (Приседаем).
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод, (Широко разводим руки в стороны).
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну, (Кружимся на месте).
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну (Наклоны - «собираем грибы»).
И собрали всё подряд.
Мама плакала, смеялась (Качаем головой).
И сказала нам: «Друзья!
Вы – герои. Вот ведь жалость, (Грозим пальцем).
Только это есть нельзя!»
- Гномы, как вам наш рассказ о ягодах? 
- Спасибо, мы всё запомнили. Теперь будем ещё внимательнее гулять по лесу.

- Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы.
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать. 

Беседа «Наши любимые ягоды»

Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру.

Задачи:

- развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;

- воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу.

Воспитатель: В огороде клубничка созрела, вся полянка пылает огнем.

Подойду и сорву, в рот клубнику положу.

Солнце ярко припекает, и клубничка дозревает.

Возьму я корзинку, ягод наберу, маме отнесу.

Наварит мама компот, и варенья сварит впрок.

Будем зимой вкусности доставать, и о лете вспоминать.

Воспитатель: Летом столько всего интересного случается и столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. А у кого нет возможности, поесть вкусняшки с грядки, они покупают в магазинах и на рынке. Сегодня хочу вам рассказать о своих любимых ягодах на грядках. Уверена, это любимые ягоды всей детворы. Вы догадались о каких? Если нет, вам подсказка –загадка:

Красная-прекрасная, спелая, не белая,

Сочная и сладкая, очень ароматная.

Догадайтесь, мы о чем, разговор сейчас ведем?

Куст весной в саду сажаем, разрыхляем, поливаем,

Вскоре ягодок черед, для зелененьких придет.

А потом они краснеют, наливаются, добреют,

Плод становится большой, и с огромною душой,

Их в корзинку соберем, самых крупных отберем.

Я скажу вам по секрету, этих ягод лучше нету.

Конечно, же клубника!

Но, чтобы собрать урожай, нужно ухаживать за ней.

Вначале весны, надо обкопать, подрыхлить и подкормить кусты. Потом на этих кустиках появляются зелененькие листочки, в это время требуется только полив. Кустики подрастают, на них появляются красивые белые цветочки. Поливать в это время нужно аккуратно, стараясь не очень лить на цветы. От кустиков начинают расползаться в разные стороны усики, они дают корешки, а затем превращаются в новые кусты. Молоденькие кустики сажают на новые места и на следующий год, они дают очень хороший урожай. Ягодки на таких кустах крупные и сладкие. Только нужно выбрать хорошее и солнечное место для посадки.

Клубника очень любит солнышко, когда начинают созревать ягодки полив надо сократить, иначе ягодки будут гнить. Сорняки выпалываются в грядках с клубничкой, и собирается урожай. Иногда на некоторых веточках висит очень много клубнички и они от тяжести ягод лежат на земле.

Дети очень любят кушать клубничку со сливками, или просто макать ягодки в сахарный песок (но это если лето плохое и ягодки слегка кисловатые).

Пекутся пирожки с клубникой, торты и украшаются ягодками. А по утрам очень приятно вставать, когда на столе дымятся блинчики, а рядышком клубничка со сливками. Завтрак, просто супер!

Из ягод варят т варенье на зиму, закатывают вкусный и ароматный компот, если ягод много, их просто замораживают в контейнере в морозилке.

Когда урожай собран, обрезают листочки на кустах, они до осени еще больше разрастаются. Обкапывают кустики, а на зиму можно укрыть, или если есть опилки можно посыпать немного опилок.

В клубнике содержится много витаминов, она поднимает настроение.

«Пироги с начинкой»: словообразование.

Пироги разные кому, с какой начинкой достались (яблоко, клубника, грибы, капуста, морковь).

Дети: пирог с капустой – капустный пирог,

пирог с яблоком – яблочный пирог,

пирог с клубникой– клубничный пирог,

пирог с грибами – грибной пирог,

пирог с морковью – морковный пирог,

Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.

Демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод.

– Как называется эта ягода? – Какого цвета? – Какой формы? – На чём растёт?

– Где растёт? – Какая на вкус?

По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах:

(малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили - какие бывают ягоды, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д.

– Из клубники –

– Из земляники –

– Из черники –

– Из клюквы –

– Из облепихи –

– Из ежевики,

– Из рябины –

– Из смородины –

– Из крыжовника –

Воспитатель: Мы как будто побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь приготовим угощение со словом «ягодный».

Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»:

Кисель – ягодный кисель;

Варенье –

Компот –

Джем –

Повидло –

Начинка –

Мармелад –

Мороженное –

Соки –

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте проведем нашу весёлую минутку:

Дидактическая игра «Исправь ошибки»:

Земляника растёт на дереве.

Малина растёт на грядке.

Смородина растёт на болоте.

Клубника растёт на кусте.

Клюква растёт на рябине и т. д.

Воспитатель:

1. Ребята, рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото, назовите их. Вместе вспомним, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).

2. А теперь, назовите - какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.

3. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.

4. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница, а лесные – растут сами.

5. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.

А сейчас ответьте на загадки:

1. Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

2. Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

3. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Словарная игра : «Назови ягоду ласково»

малина – малинка

рябина – рябинка

земляника – земляничка

смородина – смородинка и т. д.

Дидактическая игра: «Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»

Предлагается детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.

Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т. д.

Из клубники –

Из земляники –

Из рябины –

Из смородины –

Из крыжовника –

Дидактическая игра на память: «Угадай, что это?»

Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?

Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –

Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –

Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –

Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –

Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –

Гимнастику для пальцев «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)

В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)

За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)

За брусникой, за рябиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)


Приложение №2

Стихи и загадки о ягодах

Арбуз
На рынок бабушка ходила,
И арбуз большой купила.
Очень круглые бока,
И надтреснул он слегка
Потому, что был он спелый.
Разделили так умело,
Очень сладкий он на вкус -
Чудо-ягода - арбуз.
Автор: неизвестен

Арбуз
Кругло пузо у арбуза,
Полосатые рейтузы,
Полосатый пиджачок,
А на маковке - крючок.
А. Богдарин



Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?

(арбуз)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид-похож на мяч.
(арбуз)


Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)


К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. 

(арбуз)


Дыня эта словно солнце,
Хоть завешивай оконце,
Жёлтая, пузатая,
Радостью богатая.
Л. Слуцкая

***
Ну и дыни аромат
Всех других милей стократ.
Дыня – сахар, дыня – мёд,
Так и лезет в детский рот.
Е. Голубенко

***
Дыня на грядке лежит, развалясь,
Соком земли она напилась,
Мякоть у дыни сладка и вкусна,
И витаминов к тому же полна.

М. Метелев

В жёлтом улье

Пчёлки уснули,

Сбились в клубок,

А в стенках - медок.

(дыня)

Круглая и жёлтая,

Словно солнце яркое.

Самая вкусная,

Сочная и яркая.

(дыня)

Желтокожая она,

Ароматна и вкусна.

Хорошо под солнцем ныне

На бахче живётся ...

(дыне)

Вишня
Наполняет летом сад
Спелых вишен аромат.
Не бывает дня рождения
Без вишнёвого варенья!
Автор: неизвестен

Вишня
Как о вишенке-малышке
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать,
Вишней короб наполнять,
И ладошки будут тоже
Вишни цвет напоминать.
Автор: А. Богдарин

Долгоножка
Хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка!
(Вишня)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь, 
Вкусна, как мед. 
(Вишня)

Как кровь, красна.
Как мед, вкусна. 
Как мяч, кругла, 
Мне в рот легла. 

(Вишня)



***

Черешенка так много урожая
Для всех нас неожиданно дала!
Стоят корзины полными до края,
И каждая в них ягодка спела.
Бери черешню, мой скорей и кушай —
Так сладок сок, так нежен аромат!
И благодарность заполняет душу,
Черешне все спасибо говорят!

Автор: неизвестен

***

Желтая и красная ягодка прекрасная
светится на веточке радость нам даря.
и для милых деточек, вкусная черешенка
наклонила веточку, кушай детвора!

Автор: неизвестен

На ветках рубины,

Сверкают огнём,

Их цвет бесподобен,

Изящен во всём!

(Черешня)

Розовые, красные,

Жёлтые и чёрные,

Ягоды все сочные,

Сладкие, прикольные!

(Черешня) 
 

Ягоды на ножках,

На веточках висят,

Цветом рубиновым,

Притягивают взгляд! 

(Черешня)

Брусника

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
А. Богдарин 

Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -

Не выше кочки.

(Брусника)

Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну, просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас.

(Брусника)


Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем.
(Брусника)

Малина

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного.
Н. Саконская 

Дачник

Дачник взял кошелек и корзину,
В лес пошел покупать малину.
Вернулся домой, не принес ничего!
Ягоды есть, продавцов – никого!
О. Григорьев 

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...

 (Малина)

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...

(Малиной)

Шли ребята во лесок,
И набрали туесок,
В туеске – красна картина,
Это ягода … . 

(Малина)

***

Это ягода знакома,
Встретим мы на даче у порога.
Смородина разной бывает,
Об этом ребенок, конечно, уж знает.

Может белой, красной быть,
Как ее нам не забыть.
И бывает черной иногда,
Любите детки вы смородину всегда!

Автор: неизвестен

***
Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!

Т. Юдина

Черный жемчуг на нитях висит,
Сквозь зеленые листья блестит,
Хорошо, когда часть лета пройдена,
И в садах поспевает… .

(Смородина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.

 (Смородина)

Я бываю розоватой,
Белой, красной, черной.
И с куста меня ребята
Летом рвут проворно.

 (Смородина)

 ***

Это что за ягода такая?
Нам она уж с вами как родная.
Крыжовник на даче всегда прорастает,
Об этом ребенок любой уж узнает.

Вкусный, маленький такой,
Ты его не собирай, постой.
Много уж колючек вокруг,
Поаккуратней будь с ним маленький мой друг.

Автор: неизвестен

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

На ветке-конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке
Породы ежовой.
(Крыжовник)

На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами – не шиповник.
А как зовут его?
(Крыжовник)

***

Малинка густо так растет
В саду у тети Тани
И снежно-белыми цветет
Нарядными цветами.
И в том садочке день-деньской
Летают пчелки дружно,
С утра до ночи вьется рой
С жужжаньем благодушным.
Созреет ягодка, тогда,
Как пчелок шумный рой –
В саду шныряет ребятня
Веселою гурьбой!

Автор: неизвестен

В саду растёт,

Весной цветёт,

Ягода полезная,

Для здоровья ценная!

(Малина)

Если простуда пристанет,

Банку варенья достаньте,

Чаем ягоды запьёшь,

Завтра станешь ты здоров! 

(Малина) 
 

Красная ягода приятна,

Душиста, ароматна,

На колючих кустах растёт,

По нескольку раз урожай нам даёт! 

(Малина)

***

Черничные усы

Мы едим кисель черничный,
Аппетит у нас отличный,
А усы черничные
Очень симпатичные.

П. Синявский

Черника

Чернику рвите осторожно:

Окрасит руки, как чернила;
Отмыть их сразу невозможно, 
И не поможет даже мыло. 

Но радует черника нас — 
Она полезная для глаз.

Н. Меркушова

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(Черника)

В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника)

Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
(Черника)

***
Смотри, ежевика лесная
На светлой поляне растёт,
Скучает, в тиши созревая,
Ждёт тех, кто её соберёт.
В. Свод

***
- Ёжик любит ежевику.
Пусть поест, - решила Вика, -
Ну а мы с Мариной
Будем есть малину.
Л. Слуцкая

***
Ежевика на кусте колючем выросла в лесу,
Наберу ее сейчас и маме отнесу,
Из чудесных спелых ягод мама сделает варенье,
Завтра гости к нам придут – будет угощенье. 

М. Метелёв

Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина.

Ежевика )

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж, -
Вот и назван…

 Ежевика )

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?

 Ежевика )

Земляника

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак 

Земляника

Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
А. Богдарин 

В лесу растёт,

Меньше клубники,

Ароматна и вкусна,

Ягода … .

(Земляника)

Ягода лесная,

Сладкая такая,

Меньше клубники,

И вкус …

(Земляника)

Душистых ягод аромат,

В природе дикой созревают,

Своею формой небольшой,

Клубнику нам напоминают! 

(Земляника)



Клубника

Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
- Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
                            В. Каризна 

***

Ну все, пожалуй, я рискну:
Попробую клубничку.
Себе одну, еще одну,
Быть может, для сестрички.
Две ягодки - такой пустяк,
Никто и не заметит.
Но получилось все не так,
Теперь я на диете.
А вышло так - как ни крути,
От правды, братцы, не уйти.
Не мыл я ягоды, и вот
От грязи заболел живот.
Е. Стеквашова 

Много ягод в огороде,

Все красны, как на подбор.

Собирают все их быстро

И кладут скорее в рот.

(Клубника)

Красная ягода в лесу растёт,

Но не каждый её найдёт.

(Клубника)

Сидят цветочки на кусточке,

А ягоды под листочками,

Усы зелёные растут,

У ягод красных сладкий вкус!

(Клубника)




Клюква

Как в сахарной пудре,
В мелком снегу
Найти тебя в тундре
Не сразу смогу.
Любишь понежиться,
Выждать свой срок…
Прыгай, подснежница,
В мой туесок.
Л. Татьяничева 

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)

Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква)

На болотах торфяных,

Заросли зелёные,

Шаровидной формой,

Они наделённые!

Ответ: Клюква

(Клюква)

***

Лоза виноградная вьется —
Повыше забраться бы ей,
Туда, где сияние солнца
Касается нежно ветвей,
Туда, где ветра, где свобода
И, как бирюза, небосвод!
И высится куст год от года,
И лестницу в небо плетет…

Автор: неизвестен

Он на юге вырастал
В гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой
Придет изюмом к нам домой.

(Виноград)

Ужин этот лучший самый,
Рада я и Миша рад,
Ведь сегодня наша мама нам купила… .

(Виноград)

Картотека стихов и загадок

про лесные ягоды


Приложение № 3

Физкультминутки про ягоды

За малиной

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка. (наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.

По ягоды

Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли. (наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу)
Мы опять идем искать. (наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

«Один, два, три, четыре, пять»

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Нужно глубже приседать. (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

Ягодка-малинка

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем. (собирают воображаемые ягоды)
Солнышко высоко, а в лесу тропинка. (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (бегут по кругу, взявшись за руки)

Вишня

Как о вишенке-малышке (идут по круг)
Знают все не понаслышке.
Любят ягоду такую (останавливаются, гладят себя по животу)
И девчонки, и мальчишки.
Станешь вишню собирать, (встают на носочки)
Вишней короб наполнять –
И ладошки будут тоже (показывают ладони)
Вишни цвет напоминать.

«Земляника»

Этой крохотной девчушке (приседают на корточки)
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками, (тихо бегут)
Земляными червячками,
А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх)
С милой матушкой-землей.
Можно здесь уединиться (приседают)
И секретами делится. (шепчутся друг с другом)


Приложение № 4

Дидактические игры

 «Кто быстрее»

Цель: собрать из частей целое, развивать внимание, мышление, умение договариваться между собой

Ход игры: необходимо как можно быстрее собрать картинку из частей.

«Четвертый лишний»

Цель: учить выделять существенные признаки и уметь классифицировать предметы по данным признакам, обогащать словарный запас

Ход игры:

1 вариант:

На столе разложены картинки с ягодами и фруктами. Найти лишнее (фрукт, назвать и объяснить. В игре несколько групп картинок.

2 вариант:

На столе разложены картинки с ягодами. Найти лишнюю ягоду по признаку (все садовые – одна лесная; все красные – одна черная и т. д., назвать и объяснить. В игре несколько групп картинок.

«Назови ягоду»

Цель: закрепление знания о ягодах, узнавать ягоды на карточках и называть их.

Ход игры:

На столе лежат карточки с изображением ягод (картинкой вниз). Дети по одному берут карточку, переворачивают и называют ягоду. Если ошибаются – другие дети поправляют их.

«Назови варенье».

Цель: развивать умение образовывать прилагательные, развивать навыки грамматически правильной речи.

Ход игры:

На столе лежат карточки с изображением ягод. Дети берут карточку, называют ягоду, а затем варенье из нее:

Клубника – клубничное варенье

Черника – черничное варенье

 «Скажи какая ягода»

Цель: развивать умение образовывать прилагательные, развивать навыки грамматически правильной речи.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ягоду. Ребенок должен ответить на вопрос «какая?» Например, воспитатель: Брусника какая? Ребенок отвечает: Красная, кислая, мелкая. (Или: Малина какая? - Розовая, крупная, сладкая, сочная. Черника какая? - Синяя, сладкая, мелкая)

 «Назови ласково»

Малина – малинка; брусника – брусничка и т. д.


Приложение № 5

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идём мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём!

Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и «угостить» ягодками

2. С веток ягоды снимаю

и в лукошко собираю.

("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

(щепотку поднести ко рту)

Я поем ещё чуть - чуть -

легче будет к дому путь!

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

(загибаем пальчики)

Снова буду собирать!

3. Пальчик, пальчик-непоседа,

где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел малинку,

с безымянным ел калинку,

Ел со средним землянику,

с указательным клубнику!

(загибаем пальчики)

 


 

Сказка (сказка из интернета, автор «nimven»)

Цель: познакомить с новой сказкой современного автора.

Жила-была бабочка. Это была настоящая луговая бабочка, с желтыми крылышками и длинным носиком, который мог доставать из цветов сладкий нектар. И не только нектар. Больше всего на свете бабочка любила малиновое варенье. Иногда она нежилась на солнышке и мечтала, как садится на берег озера, а в нем вместо воды – вкуснющее варенье!

И вот однажды летала она по своим бабочкиным делам в город, и почувствовала запах… да, это было оно, малиновое варенье! Волшебный аромат доносился из открытой форточки. Бабочка присела на край рамы и увидела, что на плите стоит огромный медный таз, в котором пузырится сладкая жидкость, а на столе стоит маленькое блюдечко, полное пенок. Возможно, вы не знаете, но пенки с малинового варенья еще вкуснее, чем само варенье! Недолго думая, бабочка слетела вниз к блюдцу и погрузила свой хоботок в варенье. Вскоре она так объелась, что не могла даже пошевелиться. Немного отдохнув, она доела остатки и тут обнаружила, что дело вовсе не в обжорстве. Она прилипла! Бабочка стала со всей силы махать крылышками, но конечно, ее силенок не хватило ни на то, чтобы улететь вместе с тяжелым блюдцем, ни на то, чтобы отлепить ножки…

Так она и сидела, грустно открывая и закрывая крылышки, пока не пришла хозяйка. Она проверила варенье на плите, помешала его и повернулась к столу, чтобы слить на людечко новую порцию пенок. И тут она увидела бабочку. Та замерла, пытаясь притвориться рисунком на блюдце. Ей было очень стыдно. Ведь она без спросу влетела в чужую квартиру и без приглашения поужинала!

Однако хозяйка не рассердилась, только улыбнулась и отнесла блюдце в раковину, где аккуратно смочила ножки бабочки водой, чтобы растворить сладкие остатки варенья, поймавшего лакомку. Приговаривая:

- Кажется, мне попалась большая сладкоежка! Неужели ты так любишь малиновое варенье!

- Конечно! – пискнула бабочка. – Больше всего на свете!

- Почему бы тебе тогда не научиться его готовить? Это довольно просто.

- Не могу, - погрустнела бабочка. – У нас есть малиновые кусты на краю луга, но нет сахара. И плиты, и кастрюли… Иногда попадаются выброшенные людьми стеклянные банки, но ведь в них кладут уже готовое варенье…

И бабочка подумала: вот было бы здорово, если б кто-то выкинул банку с вареньем.

Хозяйка задумалась.

- Скажи, а пчелы у вас на лугу есть?

- Есть, я с ними очень дружу! Ведь они делают такой сладкий мед!

- Тогда я подскажу тебе рецепт специального лугового варенья. Для него тебе понадобится банка (только обязательно вымой ее в ручье хорошенько, полна спелой малины. Ягоды надо залить медом до самого верха и поставить банку на солнышко. Через несколько часов можно убирать варенье в укромное местечко, где похолоднее. Главное, не ешь все сразу!

И хозяйка улыбнулась, вытирая бабочке ножки сухой салфеткой. Бабочка взлетела, сделала круг по кухне и вылетела в окно, крикнув «спасибо!».

Это была первая в мире бабочка, которая научилась готовить варенье. Когда наступила осень, бабочка снова прилетела в дом доброй хозяйки – но на этот раз она принесла с собой свое медовое варенье, и они пили чай, наслаждаясь чудесным вкусом и малиновым запахом.

13 июля 2021 в 20:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.