Юдинцева Ирина Леонидовна, воспитатель ДОУ
Проект для младшей группы «Ягодное лукошко»Экологический краткосрочный проект «Ягодное лукошко» во второй младшей группе Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Предмет исследования: ягоды: садовые и лесные. Участники: воспитатель, дети (2 младшая группа), родители. Актуальность: В ходе бесед о ягодах выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о них, о том, где и как они растут. При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в доступной форме о ягодах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё это поможет узнать новое о садовых и лесных ягодах, почувствовать красоту и щедрость родной земли, пробудить интерес ребёнка к окружающему миру, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе. Цель проекта: дать представление о дарах природы - ягодах, через игровую, исследовательскую, творческую и поисковую деятельность. Задачи: расширить у детей знания и представления о ягодах. вызвать у детей желание заботиться о природе, знать, любить и беречь всё то, что она дарит человеку. совершенствовать художественные навыки детей (аппликация, рисование, лепка). активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. Ожидаемые результаты: расширение представления о ягодах повышение уровня развития речи, словарного запаса; развитие художественных навыков детей. развитие познавательной активности детей. Этапы реализации проекта: 1.Подготовительный На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа: - подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта; - подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры; - адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе; - разработано содержание образовательной деятельности разных видов, - целевые прогулки по территории детского сада - составлен перечень вопросов с целью выявления знаний детей о садовых ягодах. Назови садовые ягоды, которые ты знаешь, их цвет, вкус, форму. (Например, крыжовник - зеленый, круглый, кислый) На чем растут садовые ягоды? (На деревьях, кустах, кустиках.) Что появляется на кусте садовых ягод весной? (Листья и цветы.) Когда созревают садовые ягоды? (Летом.) Что можно приготовить из садовых ягод? (Сок, джем, варенье, компот, кисель, мусс и др. У каких садовых ягод на кустах есть шипы? (Крыжовник, шиповник, малина, облепих У какой садовой ягоды, в зависимости от сорта, плоды могут быть красного, черного или белого. (У смородины.) Какую пользу приносят садовые ягоды? (Они вкусные питательные, полезные для здоровья, из них можно приготовить много блюд и косметических препаратов.) 2.Основной этап На основном этапе была проведена совместная деятельность с детьми по проекту: Рассматривание: - Картинок и иллюстраций из книг и журналов с изображением разных ягод; - Настоящих ягод из сада (огорода) Беседы: «Наши любимые ягоды» «Берегись: ядовитые ягоды» «Как люди ухаживают за ягодами» «Какие ягоды растут у нас в саду, в огороде?» «Что можно приготовить из ягод?» Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»; М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами». Разгадывание загадок о ягодах. Подвижные игры «Мы по ягоды пойдем», «Ягоды и фрукты», «Пронеси ягодку не урони», «У медведя во бору», «Ягодку назови, к ней быстрее прибеги»
Дидактические игры :«Назови ягоды садовые»;«Назови ягоды лесные» «Найди ягодке пару», «Из какой ягоды варенье», «Ягодка лесная, ягодка садовая», «Что лишнее»; «Расскажи, что знаешь о ягодке», «Чего не стало?»; «Большой — маленький», «Один — много» (с мячом, «Что приготовим?» . Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Семья (Варим компот)».
Опыт «Красящие вещества ягод»
3.Заключительный этап
Результаты проекта Дети знают и могут: Рассказать о ягодах, об их полезных свойствах Различать садовые и лесные ягоды по их внешнему виду Объяснять правила безопасности в природе и как надо бережно относиться к природе Новые рассказы, стихи, загадки, пальчиковую гимнастику о ягодах. Приложение № 1 Беседа «Берегись: ядовитые ягоды»
Ход беседы Организационный момент. Игровая мотивация.
- В лесу стало очень много разных ягод, одни из них съедобные, а другие — опасные и ядовитые. Мы совсем запутались и боимся гулять по лесу.
На усах расту я тонких,
- Засверкали под ногами
- Сидит рядом с нами,
Черна, сладка, мала
- Ягоды бешеные
- Расту в лесу под кустиком
Из травы под тенью кроны Смотрит чёрный глаз вороны.
Вороний глаз — ядовитое растение. Это четыре широких листа, а между ними чёрная круглая ягода. Ни в коем случае не ешьте её. Она несъедобна. Вот какие разные есть грибы и ягоды. Какие ядовитые ягоды и грибы вы запомнили? Мы никогда не будем их срывать, но и топтать тоже не будем. Они нужны лесу и некоторым животным.
- Молодцы, ребята, вы настоящие юные знатоки природы.
Беседа «Наши любимые ягоды» Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру. Задачи: - развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру; - воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу. Воспитатель: В огороде клубничка созрела, вся полянка пылает огнем. Подойду и сорву, в рот клубнику положу. Солнце ярко припекает, и клубничка дозревает. Возьму я корзинку, ягод наберу, маме отнесу. Наварит мама компот, и варенья сварит впрок. Будем зимой вкусности доставать, и о лете вспоминать. Воспитатель: Летом столько всего интересного случается и столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. А у кого нет возможности, поесть вкусняшки с грядки, они покупают в магазинах и на рынке. Сегодня хочу вам рассказать о своих любимых ягодах на грядках. Уверена, это любимые ягоды всей детворы. Вы догадались о каких? Если нет, вам подсказка –загадка: Красная-прекрасная, спелая, не белая, Сочная и сладкая, очень ароматная. Догадайтесь, мы о чем, разговор сейчас ведем? Куст весной в саду сажаем, разрыхляем, поливаем, Вскоре ягодок черед, для зелененьких придет. А потом они краснеют, наливаются, добреют, Плод становится большой, и с огромною душой, Их в корзинку соберем, самых крупных отберем. Я скажу вам по секрету, этих ягод лучше нету. Конечно, же клубника! Но, чтобы собрать урожай, нужно ухаживать за ней. Вначале весны, надо обкопать, подрыхлить и подкормить кусты. Потом на этих кустиках появляются зелененькие листочки, в это время требуется только полив. Кустики подрастают, на них появляются красивые белые цветочки. Поливать в это время нужно аккуратно, стараясь не очень лить на цветы. От кустиков начинают расползаться в разные стороны усики, они дают корешки, а затем превращаются в новые кусты. Молоденькие кустики сажают на новые места и на следующий год, они дают очень хороший урожай. Ягодки на таких кустах крупные и сладкие. Только нужно выбрать хорошее и солнечное место для посадки. Клубника очень любит солнышко, когда начинают созревать ягодки полив надо сократить, иначе ягодки будут гнить. Сорняки выпалываются в грядках с клубничкой, и собирается урожай. Иногда на некоторых веточках висит очень много клубнички и они от тяжести ягод лежат на земле. Дети очень любят кушать клубничку со сливками, или просто макать ягодки в сахарный песок (но это если лето плохое и ягодки слегка кисловатые). Пекутся пирожки с клубникой, торты и украшаются ягодками. А по утрам очень приятно вставать, когда на столе дымятся блинчики, а рядышком клубничка со сливками. Завтрак, просто супер! Из ягод варят т варенье на зиму, закатывают вкусный и ароматный компот, если ягод много, их просто замораживают в контейнере в морозилке. Когда урожай собран, обрезают листочки на кустах, они до осени еще больше разрастаются. Обкапывают кустики, а на зиму можно укрыть, или если есть опилки можно посыпать немного опилок. В клубнике содержится много витаминов, она поднимает настроение. «Пироги с начинкой»: словообразование. Пироги разные кому, с какой начинкой достались (яблоко, клубника, грибы, капуста, морковь). Дети: пирог с капустой – капустный пирог, пирог с яблоком – яблочный пирог, пирог с клубникой– клубничный пирог, пирог с грибами – грибной пирог, пирог с морковью – морковный пирог, Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках. Демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод. – Как называется эта ягода? – Какого цвета? – Какой формы? – На чём растёт? – Где растёт? – Какая на вкус? По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах: (малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник). Воспитатель: Мы с вами вспомнили - какие бывают ягоды, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.) Дидактическая игра «Какое варенье?» – Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д. – Из клубники – – Из земляники – – Из черники – – Из клюквы – – Из облепихи – – Из ежевики, – Из рябины – – Из смородины – – Из крыжовника – Воспитатель: Мы как будто побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь приготовим угощение со словом «ягодный». Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»: Кисель – ягодный кисель; Варенье – Компот – Джем – Повидло – Начинка – Мармелад – Мороженное – Соки – Воспитатель: А сейчас ребята, давайте проведем нашу весёлую минутку: Дидактическая игра «Исправь ошибки»: Земляника растёт на дереве. Малина растёт на грядке. Смородина растёт на болоте. Клубника растёт на кусте. Клюква растёт на рябине и т. д. Воспитатель: 1. Ребята, рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото, назовите их. Вместе вспомним, где можно найти ягоды (в саду и в лесу). 2. А теперь, назовите - какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета. 3. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза. 4. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница, а лесные – растут сами. 5. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми. А сейчас ответьте на загадки: 1. Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника) 2. Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной) 3. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (смородина) Словарная игра : «Назови ягоду ласково» малина – малинка рябина – рябинка земляника – земляничка смородина – смородинка и т. д. Дидактическая игра: «Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?» Предлагается детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты. Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т. д. Из клубники – Из земляники – Из рябины – Из смородины – Из крыжовника – Дидактическая игра на память: «Угадай, что это?» Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода? Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли – Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте – Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве – Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве – Огромный, зеленый снаружи, красный внутри – Гимнастику для пальцев «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок») В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу) За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух) За брусникой, за рябиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем») Приложение №2 Стихи и загадки о ягодах
Приложение № 3 Физкультминутки про ягоды За малиной За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
По ягоды Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе)
«Один, два, три, четыре, пять» Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника,
Ягодка-малинка За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (идут в хороводе, взявшись за руки)
Вишня Как о вишенке-малышке (идут по круг)
«Земляника» Этой крохотной девчушке (приседают на корточки)
Приложение № 4 Дидактические игры «Кто быстрее» Цель: собрать из частей целое, развивать внимание, мышление, умение договариваться между собой Ход игры: необходимо как можно быстрее собрать картинку из частей. «Четвертый лишний» Цель: учить выделять существенные признаки и уметь классифицировать предметы по данным признакам, обогащать словарный запас Ход игры: 1 вариант: На столе разложены картинки с ягодами и фруктами. Найти лишнее (фрукт, назвать и объяснить. В игре несколько групп картинок. 2 вариант: На столе разложены картинки с ягодами. Найти лишнюю ягоду по признаку (все садовые – одна лесная; все красные – одна черная и т. д., назвать и объяснить. В игре несколько групп картинок. «Назови ягоду» Цель: закрепление знания о ягодах, узнавать ягоды на карточках и называть их. Ход игры: На столе лежат карточки с изображением ягод (картинкой вниз). Дети по одному берут карточку, переворачивают и называют ягоду. Если ошибаются – другие дети поправляют их. «Назови варенье». Цель: развивать умение образовывать прилагательные, развивать навыки грамматически правильной речи. Ход игры: На столе лежат карточки с изображением ягод. Дети берут карточку, называют ягоду, а затем варенье из нее: Клубника – клубничное варенье Черника – черничное варенье «Скажи какая ягода» Цель: развивать умение образовывать прилагательные, развивать навыки грамматически правильной речи. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ягоду. Ребенок должен ответить на вопрос «какая?» Например, воспитатель: Брусника какая? Ребенок отвечает: Красная, кислая, мелкая. (Или: Малина какая? - Розовая, крупная, сладкая, сочная. Черника какая? - Синяя, сладкая, мелкая) «Назови ласково» Малина – малинка; брусника – брусничка и т. д. Приложение № 5 Пальчиковая гимнастика. 1. Раз, два, три, четыре, пять, В лес идём мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём! Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и «угостить» ягодками 2. С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю. ("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко. (щепотку поднести ко рту) Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь! Я поем ещё малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики) Снова буду собирать! 3. Пальчик, пальчик-непоседа, где ты бегал, где обедал? Я с мизинцем ел малинку, с безымянным ел калинку, Ел со средним землянику, с указательным клубнику! (загибаем пальчики)
Сказка (сказка из интернета, автор «nimven») Цель: познакомить с новой сказкой современного автора. Жила-была бабочка. Это была настоящая луговая бабочка, с желтыми крылышками и длинным носиком, который мог доставать из цветов сладкий нектар. И не только нектар. Больше всего на свете бабочка любила малиновое варенье. Иногда она нежилась на солнышке и мечтала, как садится на берег озера, а в нем вместо воды – вкуснющее варенье! И вот однажды летала она по своим бабочкиным делам в город, и почувствовала запах… да, это было оно, малиновое варенье! Волшебный аромат доносился из открытой форточки. Бабочка присела на край рамы и увидела, что на плите стоит огромный медный таз, в котором пузырится сладкая жидкость, а на столе стоит маленькое блюдечко, полное пенок. Возможно, вы не знаете, но пенки с малинового варенья еще вкуснее, чем само варенье! Недолго думая, бабочка слетела вниз к блюдцу и погрузила свой хоботок в варенье. Вскоре она так объелась, что не могла даже пошевелиться. Немного отдохнув, она доела остатки и тут обнаружила, что дело вовсе не в обжорстве. Она прилипла! Бабочка стала со всей силы махать крылышками, но конечно, ее силенок не хватило ни на то, чтобы улететь вместе с тяжелым блюдцем, ни на то, чтобы отлепить ножки… Так она и сидела, грустно открывая и закрывая крылышки, пока не пришла хозяйка. Она проверила варенье на плите, помешала его и повернулась к столу, чтобы слить на людечко новую порцию пенок. И тут она увидела бабочку. Та замерла, пытаясь притвориться рисунком на блюдце. Ей было очень стыдно. Ведь она без спросу влетела в чужую квартиру и без приглашения поужинала! Однако хозяйка не рассердилась, только улыбнулась и отнесла блюдце в раковину, где аккуратно смочила ножки бабочки водой, чтобы растворить сладкие остатки варенья, поймавшего лакомку. Приговаривая: - Кажется, мне попалась большая сладкоежка! Неужели ты так любишь малиновое варенье! - Конечно! – пискнула бабочка. – Больше всего на свете! - Почему бы тебе тогда не научиться его готовить? Это довольно просто. - Не могу, - погрустнела бабочка. – У нас есть малиновые кусты на краю луга, но нет сахара. И плиты, и кастрюли… Иногда попадаются выброшенные людьми стеклянные банки, но ведь в них кладут уже готовое варенье… И бабочка подумала: вот было бы здорово, если б кто-то выкинул банку с вареньем. Хозяйка задумалась. - Скажи, а пчелы у вас на лугу есть? - Есть, я с ними очень дружу! Ведь они делают такой сладкий мед! - Тогда я подскажу тебе рецепт специального лугового варенья. Для него тебе понадобится банка (только обязательно вымой ее в ручье хорошенько, полна спелой малины. Ягоды надо залить медом до самого верха и поставить банку на солнышко. Через несколько часов можно убирать варенье в укромное местечко, где похолоднее. Главное, не ешь все сразу! И хозяйка улыбнулась, вытирая бабочке ножки сухой салфеткой. Бабочка взлетела, сделала круг по кухне и вылетела в окно, крикнув «спасибо!». Это была первая в мире бабочка, которая научилась готовить варенье. Когда наступила осень, бабочка снова прилетела в дом доброй хозяйки – но на этот раз она принесла с собой свое медовое варенье, и они пили чай, наслаждаясь чудесным вкусом и малиновым запахом. 13 июля 2021 в 20:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.