Юдинцева Ирина Леонидовна, воспитатель ДОУ

Проект для младшей группы «Солнышко на ножке»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 58 «ПЕТУШОК»

Сысертского  района п. Большой Исток.

 Проект для младшей группы

«Солнышко на ножке»

Подготовила: воспитатель младшей группы № 2 Юдинцева И.Л.

 Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 3-4 лет.

Продолжительность проекта: 10.05.2021.-21.05.2021.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Солнышко на ножке».
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о первоцвете, его характерных особенностях;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть части строения одуванчика.
- иметь простейшие представления о его характерных особенностях, способе размножения, этапах роста;
- знать о пользе или вреде, которую одуванчик приносят людям и животным;
- освоение разных технических приемов для изображения одуванчика.
Предварительная работа:
- наблюдение за одуванчиками;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одуванчик»;
- знакомство и разучивание стихов об одуванчике: Е. Серова «Одуванчик»,
З. Александрова «Одуванчик», О. Высотская «Одуванчик», В. Данько «Одуванчики», Т. Собакина «Если я сорву цветок», отгадывание загадок;
- Д/и «Цветы», парные картинки, П/и «Найди цветок»;
- просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки? »;

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Постановка целей и определение задач проекта. Составление плана мероприятий, подборка наглядно – дидактического материала по теме, художественной литературы, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, различных материалов для продуктивной деятельности детей, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности. Оформление картотек игр, загадок, стихов о одуванчике.

2 этап. Основной

Наблюдение: «Знакомство с одуванчиком», «Одуванчик и мать-и-мачеха», «Одуванчики разные – желтые и белые»

Беседа: «Одуванчик»,«Кому нужен одуванчик?»

Опыт «Летающие семена»

Чтение художественной литературы:

– заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», – чтение рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг» – заучивание стихотворения О.Высотской «Одуванчик», – чтение рассказов Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке», – чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»;

Аппликация (с использованием бросового материала) «Белый одуванчик»

Рисование (тычок жесткой кистью) «Одуванчик –желтый сарафанчик»

Лепка. налеп из пластилина «Солнышко на ножке»

Дидактическая игра «Собери цветы»

Парные картинки «Цветы»

Подвижные игры «Кто быстрее соберёт букет», «Найди цветок», «Мотыльки».

3 этап. Заключительный

Выставка творческих работ детей.

Заключение. Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе — есть забота о человеке, о его будущем. То, что приносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Поведение маленького ребенка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, дети могут сорвать растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, и это может привести к травме как малыша, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить правильно вести себя в окружающее среде — в нашем общем Доме – и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.


Приложение 1.


Конспект НОД по аппликации "Белый одуванчик"

Цель: Познакомить детей с растением – одуванчиком.

Задачи:

1. Познакомить детей с растением – одуванчиком, о его строении, способе ухода;

2. Пополнять словарный запас, активизировать речь детей;

3. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю;

4. Продолжать развивать мелкую моторику рук;

5. Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя готовые детали.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, посмотрите, нам прислали посылку, давайте посмотрим, что в ней.

Дети: Давайте!

Воспитатель: Детки, так это же флешка с видео, давай те скорее посмотрим, что за видео нам прислали.

Дети: Давайте!

Воспитатель включает на телевизоре видео «Цикл жизни одуванчика».

Воспитатель: Как вы думаете, что на видео показано.

Дети: Цветочек.

Воспитатель: Правильно, это цветочек, называется - одуванчик, и мы с вами посмотрели, как он растет. А теперь давайте посмотрим, какой он? Воспитатель предлагает детям рассмотреть наглядное пособие, на котором изображен одуванчик.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот это цветок, вот это стебель, это листочки, а вот это корешок. Одуванчик – это дикое растение, за ним ухаживает природа, когда ярко светит солнышко, одуванчик начинает расти, а дождик его поливает. Детки, а давайте мы представим, что мы с вами одуванчики и поиграем?

Дети: Давайте!

Пальчиковая игра «Одуванчик»

Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание (В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками «корешками»)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. (Плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают. (Положить руки на колени)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вспомним, какое мы с вами знаем стихотворение, про одуванчик. Дети, вместе с воспитателем рассказывают стихотворение «Одуванчик»

Стихотворение «Одуванчик»

Уронило солнце Лучик золотой.

Вырос одуванчик, Первый, молодой.

У него чудесный Золотистый цвет.

Он большого солнца Маленький портрет.

Воспитатель: Дети, одуванчики растут на полянке, а давайте мы с вами сделаем свою полянку из одуванчиков.

Дети: Давайте! Воспитатель берет подготовленные материалы, для аппликации, и совместно с детьми начинает её выполнять.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Какие цветочки растут у нас на полянке? Что поливает одуванчики? Что есть у одуванчика? Молодцы, а теперь пойдемте играть дальше

Конспект наблюдения за одуванчиками во второй младшей группе.

Цель: Формировать знания детей об одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится.

Ход наблюдения.

Воспитатель: В яркий солнечный денек Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся; «Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь. Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок?

Дети: одуванчик

Воспитатель: Правильно, это одуванчик. Давайте рассмотрим этот красивый цветочек. Какой цветочек?

Дети: Красивый с жёлтой шапочкой.

Воспитатель: У каждого цветка есть стебелёк и листья. Посмотрите, вот стебель, а вот листочек. Какого цвета стебель и листья?

Дети: Стебель и листья зелёные.

Воспитатель: В какое время года цветет одуванчик?

Дети: Весной.

Воспитатель: Молодцы. Однажды, в тёплый солнечный день, среди сочнозелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков. Словно дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ярким ковром. А также цветы - это нектар для насекомых. Вы думаете, что одуванчик просто цветок красивый. А нет. Это лекарственное растение, а ещё из него делают салат, варят варенье. Вот какой необычный цветок – одуванчик. Если вы сорвёте его, он сразу погибнет. И насекомым нечем будет питаться, а нам с вами нечем будет любоваться.

Какое мы знаем стихотворение про одуванчик?

Дети все вместе: Носит одуванчик Желтый сарафанчик, Подрастет, нарядится В беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы, На лугу растут цветы (дети сидят на корточках)

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают, И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Скажите, какой же одуванчик?

Дети: Жёлтый, круглый, белый, пушистый.

Воспитатель: Вот какой необычный цветок! И этот цветочек мы с вами нарисуем в группе.

Беседа «Одуванчик»
Цель: Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: макет - цветок, картинки: одуванчик с грустным и веселым лицом, лейка, ваза, ножницы, солнышко, тучка, венок, букет, полянка.
– Давайте с вами рассмотрим, что есть у одуванчика? (Ответы сопровождаются показом). Скажите, какой стебель: длинный или короткий? Толстый или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку; он может легко поломаться. А что ещё есть у одуванчика? Правильно, листочки. Какие листочки у одуванчика? Что ещё есть у этого растения? Правильно, удивительные красивые цветочки жёлтого цвета. На что похож цветочек у одуванчика.
– Посмотрите на картинку, какое настроение у одуванчика? (Плохое, грустное)
– А почему Вы решили, что грустное? (Грустное лицо, плачет)
– А теперь рассмотрите эту картинку? Что изменилось? (Одуванчик веселый, улыбается)
- На столе лежат картинки. Около веселого одуванчика нужно положить картинки, которые помогают ему быть веселым, а около грустного, которые сделали одуванчика грустным.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него было всегда хорошее настроение.

Беседа «Кому нужен одуванчик? »
Цель: Дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Материал: картинка с изображением цветка и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.
– Скажите, дети, можно рвать цветы? Почему? (Если их сорвать, то они завянут)
- Правильно! Без цветов будет уныло и грустно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)
– А что изображено на этой картинке?
- На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед.
Стук в дверь.
- Кто это к нам пришел? (зайка)
- Зайка почему ты грустный? (Заболел.)
- Тогда тебе надо к доктору Айболиту (воспитатель переодевается) .
Осматривает зайку.
- Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины.
- А где же мне взять витамины?
- В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них много витаминов.
- Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик, это полезное лекарственное растение.
- Ребята, а вы запомнили, кому нужны одуванчики?


Приложение 2.

Стихи


По краешку канавки,
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики. В. Данько:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное. Е. Серова

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет! О. Высотская

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел
Вместе с ветром улетел. З. Александрова

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты, –
Если мы сорвём цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. Т. Собакина

«Июнь»

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится. (Самуил Маршак)

По краешку канавки,

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все – и я, и ты, –

Если мы сорвём цветы,

То останутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)

«Одуванчик».

Одуванчик серебристый!

Как чудесно создан он!

Круглый- круглый и пушистый,

Солнцем напоён.

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к синеве,

Он растёт и на дорожке,

И в ложбинке, и в траве. (Л. Квитко)



Загадки


- Рос шар бел, ветер дунул - улетел.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …

Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший…

В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!

На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.


Проиложение 3.

Сказка «Принцесса Одуванчик»

Автор: Ирис Ревю

Жила-была принцесса. Её звали Одуванчик. Ах, какая это была красивая принцесса! Лёгкая, стройная, высокая. Её прелестная причёска была предметом зависти многих цветов. Ещё бы! Лучшие цветочные парикмахеры ежедневно делали причёску принцессы такой круглой, ровной, пушистой.

Принцесса Одуванчик очень гордилась своей нарядной головой. Стрижка Кашки и укладка Чертополоха не шли ни в какое сравнение с красиво уложенными волосами принцессы.

Полевые цветы не смели заговорить с принцессой Одуванчик. А если они что-то говорили,то в ответ слышали воздушное: «фи». Со временем цветы почти перестали общаться с принцессой Одуванчик.

Но лиходей Ветер не знал, что принцесса Одуванчик такая заносчивая и капризная. Как-то раз он решил поиграть с ней. Дунул, что было силы, крикнул что-то весёлое и убежал.

Что тут случилось! Причёска принцессы Одуванчик стала разрушаться на глазах. От неё отрывались какие-то мелкие частички. Да и от самой принцессы Одуванчик в конечном итоге остался лишь пустой длинный стан.

Вот что бывает иногда с самовлюбленными цветами!

 

«Золотой луг»

 

Автор: М. Пришвин

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво.Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

«Сказка про невоспитанный одуванчик»

Автор: Ольга Гафарова

На самом краю леса жили-были цветы: маленькая Ромашка и Колокольчик. Вместе они любовались рассветами, прятались от дождя и пели друг другу песенки. А еще у них был друг Ветерок, который часто прилетал в гости и рассказывал обо всем, что случалось в лесу. Всё у них было хорошо, но однажды на их опушке появился Одуванчик. Он сразу занял самое хорошее место, и теперь маленькой Ромашке не было видно солнышка на рассвете. А когда Одуванчик широко разложил свои листья, то Ромашка перестала слашать волшебные песенки Колокольчика, которому пришлось отодвинуться ближе к деревьям. Мало того, Одуванчик был таким важным, что совсем не разговаривал ни с Колокольчиком, ни с Ромашкой. Он все время недовольно пыхтел и искоса поглядывал на соседей.И вот однажды Колокольчик не выдержал: - Одуванчик, почему ты ведешь себя так, как будто ты хозяин на этой опушке? Мы живем тут дольше, чем ты. - Ну и что? - резко ответил Одуванчик. - Как что? Разве ты не такой же цветок, как мы? Нельзя быть таким грубым. - Кто вам сказал, что я такой же, как вы? Посмотрите на меня. Сначала у меня были прекрасные желтые цветы. Я был похож на солнышко, которое светит нам с неба. Я был превосходен и уже тогда был лучше вас. А теперь мои цветы похожи на облака, которые плывут в дальние страны. Они видят меня с высоты и наверняка расскажут обо мне всему миру. А вас они просто не замечают. Вы жалкие, никому не нужные цветы. - Как тебе не стыдно, зачем ты обижаешь нас? - заплакала Ромашка. - Ты грубый, невоспитанный цветок. - Пусть так. Зато я самый красивый, - ответил Одуванчик и толкнул Ромашку в грязную лужицу. Колокольчик наклонился над своей подружкой и прикрыл её своими листьями. А Одуванчику не было жалко ни маленькую Ромашку, ни тихого Колокольчика. И в эту минуту на лужайку прилетел теплый Ветерок. Он давно не был у своих друзей и решил заглянуть к ним в гости. - Привеет! - весело закричал Ветерок. - Я вернулся! - Привет, - грустно ответил Колокольчик. - Что случилось? - удивился Ветерок. - Почему вы такие печальные? - Просто они поняли, что никому не нужны, - важно заговорил Одуванчик. - Ветер, ты должен дружить со мной, самым красивым цветком. - Ах, вот в чем дело! Хорошо, я буду дружить с тобой. Давай играть! И Ветерок закружился вокруг Одуванчика. Он крутился все быстрее и быстрее. И красивые белые цветы Одуванчика стали кружиться вместе с Ветерком. Они облетали со стебельков и уносились в небо, как маленькие зонтики. Наконец, Ветерок остановился. - Хорошо поиграли? - спросил он. - Да! Это было весело - важно ответил Одуванчик. - Ой, а почему ты стал такой некрасивый? Я больше не хочу с тобой дружить.Ветерок весело подлетел к Колокольчику и Ромашке и прошептал им: "Больше он не будет гордиться своей красотой, потому что вся его красота улетела!" А Одуванчик посмотрел на свое отражение в луже и увидел лишь тощие стебельки. Теперь он не был похож ни на солнышко, ни на облачко. " Я такой некрасивый, я такой безобразный, я никому не нужен", - заплакал Одуванчик. - А мне его жалко, - тихо сказала Ромашка. - Ничего! - ответил Ветерок. - Мы не оставим его, ведь мы умеем дружить. - Одуванчик! - крикнул Колокольчик. - Иди к нам! Одуванчик оглянулся и увидел, как Ромашка, Колокольчик и Ветерок радостно улыбаются ему. И он тоже улыбнулся. Первый раз в жизни!


Приложение 4.

Физкультминутка: «Одуванчики»

Наши жёлтые цветки (сидят на корточках, руки сцеплены в замок)

Распускают лепестки. (встают, разводят руки поднимают вверх, пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (покачиваются из стороны в сторону)

Наши жёлтые цветки

Закрывают лепестки. (соединяют пальцы рук в «бутон»)

Головой качают, («бутоном» покачивают вправо-влево)

Тихо засыпают. (садятся на корточки, ладошки под голову)

Утром ранним все цветки

Вновь распустят лепестки. (поднимаются, раскрывают «бутон»)

Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»

Одуванчик вырос на поляне, (Соединить руки, изображая «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрыть руки, разжать пальцы)

Всем лепесткам красоту и питание (В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)

Дружно дают под землей корешки! (Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками «корешками»)

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. (Плотно сжать переплетенные пальцы)

Тихо засыпают, головки опускают. (Положить руки на колени)

18 мая 2021 в 17:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.